
Несмотря на громкие заявления официального Киева о стремлении к миру, необходимости введения нового перемирия в связи с распространением вируса COVID-19 и желании закончить боевые действия в Донбассе вооруженные формирования противника продолжают обстрелы территории Донецкой и Луганской Народных Республик.
Военная агрессия со стороны ВФУ продолжает нарастать, что приводит гибели и ранению мирных жителей.
Так, согласно данным СЦКК Республик, за период с 1 января по 31 марта 2020 года (первый квартал) в результате обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины на территории ДНР погибло двое и ранено 14 мирных жителей, на территории ЛНР – ранено 5 человек.
Итого по Республикам за первый квартал зафиксировано: двое погибших и 19 раненых.

В тоже время обращаем внимание, что, несмотря на самые низкие показатели по числу жертв в результате обстрелов за весь период вооруженного конфликта, зафиксированные в январе и феврале 2020 года, в марте произошло резкое увеличение числа жертв среди мирного населения в результате обстрелов территорий Республик со стороны ВФУ.
То есть большинство гражданских жертв на территории ДНР в первом квартале 2020 года пришлось на март: 11 раненых и 2 погибших мирных граждан (в ЛНР за март месяц таких жертв не зафиксировано).
СЦКК Республик фиксирует все факты последствий нарушения режима прекращения огня (далее – НРПО), в том числе, приведшие к жертвам среди гражданского населения. Собранные данные недавно подтвердились в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (далее – УВКПЧ ООН) от 7 апреля 2020.
В частности, приводится статистика потерь среди гражданских лиц в результате обстрелов за март 2020 года, которая полностью совпадает с данными СЦКК Республик: 11 раненых и 2 погибших на территории ДНР.

При этом в докладе отмечается, что в январе и феврале 2020 практически все жертвы зафиксированы на территории ЛНР, а в марте подавляющее число жертв зафиксировано на территории ДНР.
Тогда как на подконтрольной ВФУ территории за первый квартал 2020 года зафиксировано всего 3 факта ранения гражданских лиц.
Таким образом, потери гражданских лиц в процентном отношении за первый квартал 2020 года составили:
из 100 % раненых гражданских лиц 86,4 % пришлись на территорию Республик и 13,6 % – на подконтрольную Украине территорию.
100 из 100 % погибших пришлось исключительно на территорию Донецкой Народной Республики.

К сожалению, совершенно иная ситуация с фиксацией фактов последствий НРПО, приведших к жертвам среди гражданских лиц, складывается в деятельности специального мониторингового органа – СММ ОБСЕ в Украине, – который согласно Мандату обязан фиксировать все случаи ранений и гибели мирных жителей.
Так, за первый квартал 2020 года СММ ОБСЕ зафиксировала и отразила в своих отчетах всего лишь 13 из 22 фактов жертв среди гражданского населения: 11 ранений (из них на территории ДНР – 4, на территории ЛНР – 5 и на подконтрольной Украине территории – 2) и 2 факта гибели (на территории ДНР).
Таким образом, в первом квартале 2020 года Миссия выполнила свою прямую задачу по фиксации жертв среди гражданского населения в результате вооруженного конфликта в Донбассе всего лишь на 59 %. Отметим, что данная ситуация имеет устойчивый характер тенденции.
Причины такого низкого процента фиксации и обнародования для мировой общественности главных фактов последствий вооруженного конфликта в Донбассе, а именно жертв среди мирного населения, вызывают крайнюю обеспокоенность, в связи с чем мы просим представителей Российской Федерации в ОБСЕ содействия в устранении данной негативной для имиджа ОБСЕ тенденции.
Также обращаем внимание на несоблюдение СММ ОБСЕ основных принципов, которыми она обязана руководствоваться в своей деятельности, а именно – транспорентности (прозрачности) и паритетности, при формировании квартальных и других отчетов за те или иные периоды.
Несмотря на регулярные обращения официальных представителей Республик к руководству СММ ОБСЕ с просьбой разделять в своих отчетах за периоды число жертв среди гражданского населения по территориальному признаку, (как это она делает по всем другим фактам нарушений, например, НРПО, запрещенное вооружение, ограничение свободы передвижения Миссии), СММ продолжает приводить обобщенные данные по главному показателю любого вооруженного конфликта, тем самым размывая истинную картину последствий нарушений сторонами существующих мирных договоренностей в части обеспечения безопасности жизни людей.
Также хотелось бы обратить внимание на вызывающую недоумение приоритетность в подаче информации по различным категориям нарушений сторонами в отчетах СММ ОБСЕ за периоды: как видно в отчете за первый квартал 2020 года из 4 блоков различных категорий нарушений сторон самая важная – жертвы среди гражданского населения – самая нерепрезентативная, а в приведенной в «шапке» отчета общей статистике – и вовсе отсутствует.
В связи с вышеизложенным, вновь и публично призываем руководство СММ ОБСЕ привести форму своей отчетности перед мировой общественностью в соответствие с основными принципами ОБСЕ, а также интенсифицировать выполнение своих непосредственных функций – максимальной фиксации и обнародования для мировой общественности данных по жертвам среди гражданского населения.
Выражаем надежду, что Миссия ОБСЕ отыщет ресурсы для более тщательной фиксации последствий военных преступлений, а приведенные в докладе УВКПЧ ООН данные, лягут в основу позиции стран-гарантов выполнения Минских соглашений украинской стороной.
Мы убеждены, что только активные действия международных организаций и мировых лидеров стран-гарантов Минских соглашений способны заставить официальный Киев выполнять взятые на себя обязательства по соблюдению режима прекращения огня и дополнительных мер его усиления и контроля, чтобы предотвратить гибель и ранение мирных жителей Донбасса.