Мандат СММ ОБСЕ

Мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине утвержден решением Постоянного совета 21 марта 2014 г. Неоднократно продлевался, последний раз –
31 марта 2017 г. Предусматривает направление в Украину до 1000 гражданских наблюдателей и целях «снижения напряженности и обеспечения мира, стабильности и безопасности, a также мониторинга и поддержки осуществления всех принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств». Наблюдатели размещены в Киеве, Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Черновцах, Луганске. Количество наблюдателей в каждом городе не зафиксировано. При принятии мандата Россия сделала интерпретирующее заявление, обозначающее, что на российский Крым он не распространяется.

В задачи наблюдателей входит сбор информации об обстановке в области безопасности, информирование об инцидентах, установление фактов нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, мониторинг за соблюдением прав человека и основных свобод, включая права нацменьшинств, содействие диалогу па местах с целью снижения напряженности.

Меморандум о взаимопонимании между властями Украины и ОБСЕ, гарантирующий статус наблюдателей и их безопасность, был ратифицирован Верховной Радой и вступил в силу 13 июня 2014 г.

Главой Миссии является турецкий посол Яшар Чевик (кадровым дипломатом, с 2012 по 2016 был постоянным представителем Турции в ООН. ). Заместителями главы миссии являются Марк Этерингтон (Великобритания) и Алешка Симкич (Словения).

После подписания минского «Комплекса мер» от 15 февраля 2015 г. СММ осуществляет наблюдение и верификацию отвода тяжелых вооружений обеими сторонами конфликта в Донбассе. Наблюдатели также организовывают т.н. «локальные перемирия» для осуществления ремонтных работ на объектах разрушенной инфраструктуры Донбасса.

21 сентября 2016 г. после подписания в Контактной группе (КГ) в Минске «Рамочного решения о разведении сил и средств» СММ ведет на постоянной основе наблюдение за процессом разведения на согласованных участках.

В настоящее время функционируют 9 «передовых патрульных баз» СММ, из которых 6 – на территории, подконтрольной ВСУ, вблизи линии соприкосновения (Светлодарск, Красноармейск, Волноваха, Новоайдар, Попасная, Станица Луганская), 3 – в ДНP/ЛНP (Горловка, Стаханов, Дебальцево).

В Широкино, Авдеевке, Марьинке, Майорске, Пищевике, Станице Луганской и на Донецкой фильтровальной станции функционируют камеры круглосуточного видеонаблюдения. В 2018 г. СММ планирует обеспечить 24-часовое наблюдение в наиболее критических зонах (участки разведения, объекты инфраструктуры, пункты въезда/выезда на линию соприкосновения) с помощью техсредств (БПЛА, видеокамер, тепловизоров, акустических сенсоров).

Российская кадровая представленность: 35 чел. (порядка 5% от общего числа наблюдателей, 2 сотрудника МИД, остальные — отставники МВД и Минобороны), из которых один работает в головном офисе в Киеве. Всего с начала работы СММ было заявлено более 100 человек. Продолжается работа по подбору новых российских кандидатов. Требования к кандидатам включают опыт работы либо в военной, либо в правоохранительной/таможенной областях, экспертные знания в сфере прав и свобод человека, прав нацменьшинств, умение вести переговоры, знание английского языка (последнему требованию уделяется особое внимание).

Бюджетно-финансовые аспекты.

Финансирование деятельности ОБСЕ осуществляется за счет взносов ее 57 государств-участников.

11 апреля 2019 года Постоянный совет ОБСЕ утвердил Сводный бюджет Организации на 2019 год в размере 138 204 100 евро (Решение ПС № 1326).

Персонал и занятость

ОБСЕ занято около 550 человек в различных институтах и приблизительно 2330 человек в полевых операциях. Количество сотрудников, нанимаемых на местной основе по контракту, превышает количество международных прикомандированных сотрудников приблизительно в три раза. Оплата услуг прикомандированных сотрудников осуществляется национальными администрациями. Дополнительную информацию о различных категориях персонала можно получить на страницах раздела Трудоустройство.

С целью повышения транспарентности и подотчетности в рамках ОБСЕ, а также предотвращения излишних трат, хищений и злоупотреблений группа независимых внутренних и внешних аудиторов на регулярной основе изучает и оценивает деятельность Организации. В случае предполагаемого или заподозренного финансового нарушения, затрагивающего Организацию, проводится расследование с целью установления фактов и представления отчета Генеральному секретарю. Все ревизии, оценки и расследования осуществляются в соответствии с международными стандартами.

Основные расходы СММ включают выплаты наблюдателям, закупку бронированных автомобилей (более 150 шт.), БПЛА (в 2017 г. планируется дополнительно закупить
22 беспилотника малой и средней дальности), средств спутниковой связи, видеокамер и прочие высокотехнологичных средств наблюдения и связи. Помимо этого, в 2017 г. миссия планирует закупить бронированные микроавтобусы и средства связи.

В 2014 г. Россия предлагала поставить в миссию комплексы БПЛА «Орлан-Ю» и бронеавтомобили «Тигр», но получила отказ.

Доклады миссии. СММ распространяет по электронной системе ОБСЕ доклады о ситуации на местах на ежедневной основе, а также, в случае необходимости, специальные доклады по отдельным инцидентам или тематические доклады, касающиеся последствий конфликта в Донбассе.

В феврале 2017 г. СММ опубликовала тематический доклад «Трудности для гражданского населения Восточной Украины, связанные с конфликтом», описывающий проблемы, с которыми столкнулось гражданское население Донбасса в зоне конфликта.

Документальная ценность доклада не слишком высока, так как охватывает всего несколько месяцев (с мая по сентябрь 2016 г.).

Последнее время доклады миссии стали носить более сбалансированный характер. Однако остаются вопросы к полноте приводимых фактов, широте охвата наблюдения. Добиваемся, чтобы СММ на ежедневной основе объективно информировала не только о ситуации в зоне конфликта, но и о внутриполитической и социально-экономической ситуации на всей территории Украины. Пресекаем попытки вмешательства руководства СММ в дело российского Крыма, аргументируя тем, что мандат миссии имеет четкий географический охват и на Крым не распространяется.

РУКОВОДСТВО СММ ОБСЕ

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) – руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян КУРЦ.

Генеральный секретарь – Томас Гремингер (Швейцария). Назначен Советом министров иностранных дел стран-участниц в 2017 году сроком на 3 года.

Глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине — посол Яшар Чевик (Турция) был назначен 1 июня 2019 года.

Посол Яшар Халит Чевик — Глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине. Он занял этот пост 1 июня 2019 года по назначению Действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных и европейских дел Словакии Мирослава Лайчака.

До этого назначения посол Чевик был послом Турции в Сирии и Греции, а также Постоянным представителем Турции при ООН. В Турции он занимал должность заместителя помощника министра по политическим вопросам в течение 2009–2012 годов.

Первый заместитель Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине – Марк Этерингтон.

Заместитель Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине –Алешка СИМКИЧ (Славения). Назначена в 2014 г.

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СММ ОБСЕ

(подчинены главному офису в г. Киеве)

Донецкая команда СММ ОБСЕ

Офис: г. Донецк.

Представительства:

«Донецк»;

«Краматорск» (на стороне ВСУ);

«Мариуполь» (на стороне ВСУ).

Передовые патрульные базы:

«Волноваха» (на стороне ВСУ);

«Горловка»;

«Дебальцево»;

«Покровск» (г. Красноармейск, на стороне ВСУ);

«Светлодарск» (на стороне ВСУ).

Луганская команда СММ ОБСЕ

Офис: г. Луганск.

Представительства:

«Луганск»;

«Северодонецк» (на стороне ВСУ).

Передовые патрульные базы:

«Кадиевка» (г. Стаханов);

«Попасная»;

«Северодонецк» (на стороне ВСУ);

«Станица Луганская» (на стороне ВСУ);

в декабре планируется открытие ППБ «Счастье» (на стороне ВСУ).

Команда СММ ОБСЕ по связям с СЦКК

г. Бахмут (г. Артемовск, на стороне ВСУ).

Отдельные представительства СММ ОБСЕ на Украине

«Днепр», «Иваново-Франковск», «Киев», «Львов», «Одесса», «Харьков», «Херсон», «Черновцы».

Отдельное представительство ОБСЕ на РФ (подчинены главному офису в г.Вена)

Офис: г. Гуково. КПП «Донецк — Изварино», КПП «Гуково-Червонопартизанск».

Категории ограничений

Возможные факты препятствования проведению мониторинга и верификации СММ ОБСЕ:

  1. Запрет доступа – недопущение СММ ОБСЕ в зону внимания, включая участки международной границы или препятствование движению патруля по запланированному маршруту, а также отказ в прохождении блокпоста или пересечении линии соприкосновения.
  2. Доступ при условии – предоставление СММ ОБСЕ доступа только после выполнения определенных условий, включая согласие на сопровождение патруля, предъявления документов или проведение обысков автомобилей СММ ОБСЕ
  3. Задержка – ограничение свободы передвижения, когда по мнению наблюдателей патрули были вынуждены ожидать больше чем положено и соответственно доступ СММ ОБСЕ был неправомерно ограничен.
  4. Другие препятствия – это форма запрета доступа, когда работе технических средств мониторинга СММ ОБСЕ создаются препятствия (например, случаи всевозможного воздействия на БПЛА).