Мандат СММ ОБСЕ

Мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине утвержден решением Постоянного совета 21 марта 2014 г. Неоднократно продлевался, последний раз –
31 марта 2017 г. Предусматривает направление в Украину до 1000 гражданских наблюдателей и целях «снижения напряженности и обеспечения мира, стабильности и безопасности, a также мониторинга и поддержки осуществления всех принятых в рамках ОБСЕ принципов и обязательств». Наблюдатели размещены в Киеве, Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Черновцах, Луганске. Количество наблюдателей в каждом городе не зафиксировано. При принятии мандата Россия сделала интерпретирующее заявление, обозначающее, что на российский Крым он не распространяется.

В задачи наблюдателей входит сбор информации об обстановке в области безопасности, информирование об инцидентах, установление фактов нарушения принципов и обязательств ОБСЕ, мониторинг за соблюдением прав человека и основных свобод, включая права нацменьшинств, содействие диалогу па местах с целью снижения напряженности.

Меморандум о взаимопонимании между властями Украины и ОБСЕ, гарантирующий статус наблюдателей и их безопасность, был ратифицирован Верховной Радой и вступил в силу 13 июня 2014 г.

Главой Миссии является турецкий посол Э.Апакан (с 2009 г. по 2012 г. представлял Турцию в ООН), назначенный швейцарским председательством после консультаций с ключевыми странами ОБСЕ. Россия его кандидатуру поддержала, Заместителями главы миссии являются Александр Хуг (Швейцария) и Алешка Симкич (Словения).

После подписания минского «Комплекса мер» от 15 февраля 2015 г. СММ осуществляет наблюдение и верификацию отвода тяжелых вооружений обеими сторонами конфликта в Донбассе. Наблюдатели также организовывают т.н. «локальные перемирия» для осуществления ремонтных работ на объектах разрушенной инфраструктуры Донбасса.

21 сентября 2016 г. после подписания в Контактной группе (КГ) в Минске «Рамочного решения о разведении сил и средств» СММ ведет на постоянной основе наблюдение за процессом разведения на согласованных участках.

В настоящее время функционируют 9 «передовых патрульных баз» СММ, из которых 6 – на территории, подконтрольной ВСУ, вблизи линии соприкосновения (Светлодарск, Красноармейск, Волноваха, Новоайдар, Попасная, Станица Луганская), 3 – в ДНP/ЛНP (Горловка, Стаханов, Дебальцево).

В Широкино, Авдеевке, Марьинке, Майорске, Пищевике, Станице Луганской и на Донецкой фильтровальной станции функционируют камеры круглосуточного видеонаблюдения. В 2018 г. СММ планирует обеспечить 24-часовое наблюдение в наиболее критических зонах (участки разведения, объекты инфраструктуры, пункты въезда/выезда на линию соприкосновения) с помощью техсредств (БПЛА, видеокамер, тепловизоров, акустических сенсоров).

По состоянию на 9 марта 2017г. (дата последнего кадрового отчёта) кадровый состав миссии включает 1143 сотрудника из 44 государств-участников. Из этого числа 716 — международные наблюдатели; 92 — международные сотрудники, работающие в головном офисе в Киеве и на руководящих позициях в других городах; 335 — на месте принятый административно-технический персонал. Большинство наблюдателей — из стран-членов Евросоюза (около 400 чел.) и из США (64 чел.).

Российская кадровая представленность: 35 чел. (порядка 5% от общего числа наблюдателей, 2 сотрудника МИД, остальные — отставники МВД и Минобороны), из которых один работает в головном офисе в Киеве. Всего с начала работы СММ было заявлено более 100 человек. Продолжается работа по подбору новых российских кандидатов. Требования к кандидатам включают опыт работы либо в военной, либо в правоохранительной/таможенной областях, экспертные знания в сфере прав и свобод человека, прав нацменьшинств, умение вести переговоры, знание английского языка (последнему требованию уделяется особое внимание).

Бюджетно-финансовые аспекты. Бюджет СММ на период с 1 апреля 2016 г. по 31 марта 2017 г. составляет 98,3 млн. евро (79,02 млн. евро покрываются за счет начисленных взносов, 20 млн. евро из внебюджетных источников). Ежегодный взнос России в бюджет СММ составляет 1,715 млн. евро. В 2014 г. нами было выделено на нужды миссии 600 тыс. евро в качестве внебюджетного взноса.

Основные расходы СММ включают выплаты наблюдателям, закупку бронированных автомобилей (более 150 шт.), БПЛА (в 2017 г. планируется дополнительно закупить
22 беспилотника малой и средней дальности), средств спутниковой связи, видеокамер и прочие высокотехнологичных средств наблюдения и связи. Помимо этого, в 2017 г. миссия планирует закупить бронированные микроавтобусы и средства связи.

В 2014 г. Россия предлагала поставить в миссию комплексы БПЛА «Орлан-Ю» и бронеавтомобили «Тигр», но получила отказ.

Доклады миссии. СММ распространяет по электронной системе ОБСЕ доклады о ситуации на местах на ежедневной основе, а также, в случае необходимости, специальные доклады по отдельным инцидентам или тематические доклады, касающиеся последствий конфликта в Донбассе.

В феврале 2017 г. СММ опубликовала тематический доклад «Трудности для гражданского населения Восточной Украины, связанные с конфликтом», описывающий проблемы, с которыми столкнулось гражданское население Донбасса в зоне конфликта.

Документальная ценность доклада не слишком высока, так как охватывает всего несколько месяцев (с мая по сентябрь 2016 г.).

Последнее время доклады миссии стали носить более сбалансированный характер. Однако остаются вопросы к полноте приводимых фактов, широте охвата наблюдения. Добиваемся, чтобы СММ на ежедневной основе объективно информировала не только о ситуации в зоне конфликта, но и о внутриполитической и социально-экономической ситуации на всей территории Украины. Пресекаем попытки вмешательства руководства СММ в дело российского Крыма, аргументируя тем, что мандат миссии имеет четкий географический охват и на Крым не распространяется.

 

РУКОВОДСТВО СММ ОБСЕ

 

Действующий председатель (англ. Chairperson-in-Office, CiO; им становится министр иностранных дел страны-председателя) – руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций. В 2017 году пост председателя занял Министр иностранных дел Австрии Себастьян КУРЦ.

 

Генеральный секретарь – Томас Гремингер (Швейцария). Назначен Советом министров иностранных дел стран-участниц в 2017 году сроком на 3 года.

 

Глава Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине – посол Турции в Украине Эртурул АПАКАН. Назначен в апреле 2014 г.

 

Первый заместитель Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине – Александр ХУГ (Швейцария).

 

Заместитель Главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине –Алешка СИМКИЧ (Славения). Назначена в 2014 г.

 

 

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СММ ОБСЕ

(подчинены главному офису в г. Киеве)

Донецкая команда СММ ОБСЕ

Офис: г. Донецк.

Представительства:

«Донецк»;

«Краматорск» (на стороне ВСУ);

«Мариуполь» (на стороне ВСУ).

Передовые патрульные базы:

«Волноваха» (на стороне ВСУ);

«Горловка»;

«Дебальцево»;

«Покровск» (г. Красноармейск, на стороне ВСУ);

«Светлодарск» (на стороне ВСУ).

 

Луганская команда СММ ОБСЕ

Офис: г. Луганск.

Представительства:

«Луганск»;

«Северодонецк» (на стороне ВСУ).

Передовые патрульные базы:

«Кадиевка» (г. Стаханов);

«Попасная»;

«Северодонецк» (на стороне ВСУ);

«Станица Луганская» (на стороне ВСУ);

в декабре планируется открытие ППБ «Счастье» (на стороне ВСУ).

 

Команда СММ ОБСЕ по связям с СЦКК

г. Бахмут (г. Артемовск, на стороне ВСУ).

Отдельные представительства СММ ОБСЕ на Украине

«Днепр», «Иваново-Франковск», «Киев», «Львов», «Одесса», «Харьков», «Херсон», «Черновцы».

Отдельное представительство ОБСЕ на РФ (подчинены главному офису в г.Вена)

Офис: г. Гуково. КПП «Донецк — Изварино», КПП «Гуково-Червонопартизанск».

 

Категории ограничений

Возможные факты препятствования проведению мониторинга и верификации СММ ОБСЕ:

  1. Запрет доступа – недопущение СММ ОБСЕ в зону внимания, включая участки международной границы или препятствование движению патруля по запланированному маршруту, а также отказ в прохождении блокпоста или пересечении линии соприкосновения.
  2. Доступ при условии – предоставление СММ ОБСЕ доступа только после выполнения определенных условий, включая согласие на сопровождение патруля, предъявления документов или проведение обысков автомобилей СММ ОБСЕ
  3. Задержка – ограничение свободы передвижения, когда по мнению наблюдателей патрули были вынуждены ожидать больше чем положено и соответственно доступ СММ ОБСЕ был неправомерно ограничен.
  4. Другие препятствия – это форма запрета доступа, когда работе технических средств мониторинга СММ ОБСЕ создаются препятствия (например, случаи всевозможного воздействия на БПЛА).